Хранитель преданий старины глубокой
15 мая 2018
Начинался местный музей с комнатки в сельском клубе. Сегодня он располагается в администрации сельского поселения на площади в 140 кв.м. Основной фонд - более 7 тыс. единиц. Пионерами были палеонтологические экспонаты из школы и несколько папок с документами об александровских предприятиях.
На самом видном месте - царский указ о строительстве острога у нас в Лумпиках или Сургуте, - начинает экскурсию B.C. Велиткевич. - Это был для нас первый упущенный шанс стать городом. Вторая попытка случилась в советские годы: Стрежевой решили построить на противоположном берегу Оби. Рядом находится документ от 1733 года, свидетельствующий о первом письменном упоминании Александровской земли (Лум- покольской волости), входившей в Сургутский уезд Тобольской губернии. Это было свободное поселение с церковью на берегу Оби. Первыми поселенцами были Филипповы и Теретины.
Почему самая северная земля Томской области называется Александровской? У музейщиков нет однозначного ответа. Существует пять версии. Наиболее вероятная появилась в 1881 году и связана с именем ца- ря-освободителя Александра II. Кому-то по нраву история о священнике Александре, который построил в районе первую церковь, активно помогал коренным жителям и делом, и словом божьим. Умер он трагично: замёрз по пути в соседнюю деревню, спеша отпеть усопшего ханта. Но директор музея категорически заявляет: в архивных документах нет информации о том, что здесь служил священник с именем Александр.
Безлапотная Сибирь
Слушать Веронику Сергеевну - одно удовольствие. Она рассказывает завораживающие истории, выдвигает смелые гипотезы.
Например, о том, что сейчас учёные России выделяют коренного сибирского жителя в отдельный генотип. Ссыльные со всей страны оставили здесь свои гены, а ведь это были в большинстве своём креативные, интеллигентные, образованные люди. Ещё до революции считалось, что сибиряки ни перед кем не будут шапку ломать, никогда лишнего не возьмут, но и своего не отдадут. Это самодостаточные и независимые люди. Возьмите Ермака. Кто мог попасть к нему? Только тот, кто не мирился с существующим строем, кто пускал красного петуха помещикам, создавал вольные отряды. Или земледельцы: не каждому ведь по силам был длительный переезд из центра страны в глухую Сибирь. Спецпереселенцы - в основном раскулаченные крестьяне, самые трудолюбивые люди страны. Сибирью пугали всегда и всех: душу, может, и довезут, а тело растрясут по дороге...
В части музея, посвящённой досоветскому периоду, экспонируются подлинные костюмы Виленской губернии (ныне территория Белоруссии) - домотканая одеждаи лапти. В них из города Вильна (нынешнии Вильнюс) приезжали в Сибирь переселенцы. К нам они попали только после второго переселения из Омска и Новосибирска, - поясняет B.C. Велиткевич. - Столыпинские переселенцы до нас не дошли, потому что не было главного - пахотной земли. В Сибири лаптей не носили, поэтому их владельцы быстро от них освобождались. Сибирь не знала лаптей, телесных наказаний и крепостного права. Сибирь - вольная и отдельная страна. День Сибири. Своеобразный день благодарения проходит в форме конференций и встреч с интересными людьми, а их в Александровском немало.
По Оби на обласке
Особый интерес в музее представляют экспонаты, иллюстрирующие быт коренных жителей края - хантов, манси, селькупов. Здесь можно в деталях изучать орудия рыбалки и охоты: зимой в тайгу ходили на лыжах, летом передвигались по рекам на обласках. Есть уникальные инструменты для деревообработки, в том числе самодельная дрель - приспособление для сверления дерева и кожи. В музее собрана солидная коллекция берестяных изделий - короба, туеса, кузова, коробочки для рукоделия, орнамент которых мог многое поведать о его владельце.
Вероника Сергеевна мечтает заполучить колыбель. Она у хантов бывает дневная и ночная. Есть здесь погремушки из трахеи лебедя. Ловушки (чирканы) на мелких пушных зверьков, того же горностая. Вот кадушка, в которой ставилось тесто. Она привезена из Подольска. Молодые посетители с интересом рассматривают предметы быта прошлых веков. Оказывается, уже тогда были вафельницы, правда, чугунные. Под стать им и старинные утюги.
Жалко, что археология у нас не развита. Район не копан! Я всегда говорю посетителям, особенно школьникам - надо предметы потрогать, подержать в руках, пообщаться с ними, - разрешает Вероника Сергеевна. - Собранные у нас экспонаты позволяют проводить параллели и сравнения разных национальных культур. Это немецкая скалка, а вот русская. Видите, какие разные предметы, а название у них одно - коромысло. У русского это просто дуга и два крючка для вёдер, а немецкое сделано из широкой доски - чтобы тяжесть равномерно распределялась по спине и плечам его владельца. Вместо крючков - цепочки. На таком коромысле вода точно не расплещется.
В «Ночь музея» мы греем самовар, на костре варим уху из карасей и пиршествуем, - продолжает директор. - Или печём пироги с рыбой, брусникой. Нам завидует Сургут, они такое позволить себе не могут.
Стул из церкви, что стояла на берегу села, - единственный сохранившийся оттуда предмет. Напротив «нечистого», «грязного» угла в музее красный угол, где представлены церковные предметы - иконы, богослужебные книги лампадки. Это стол купца Скирневского, я привезла его из Новоникольского на райповской самоходке, - показывает на раритет Вероника Сергеевна. - Мне знакомы все чердаки района. Если кто-то другой случайно заезжает в деревню, там с порога говорят: «Велиткевич была, всё увезла».
Во время экскурсии о реальном времени напомнили часы с боем. У нас всё работает, - замечает директор, заводя при этом патефон. А потом представляет уголок председателя колхоза - рядом с пишущей машинкои устройство для передачи сигналов азбуки Морзе. Ключ искали по всей Томской области, - B.C. Велиткевич начинает отстукивать известные точки-тире-точки. - Я сама радист третьего класса.
Рассказать о всех представленных в музее раритетах просто невозможно, но некоторые вещи просто нельзя пропустить. Здесь есть паспорт на коня по кличке Быстрый. Такие документы водились в колхозе «Искра». В 1930-е годы у людей не было паспортов, а у животных были, - рассказывает директор. - Одного крестьянина по фамилии Лебедев расстреляли за утонувшую лошадь. Ещё один интересный документ - рацион животного. В нём прописывалось до граммов, сколько трудяге-лошадке следует выдать моркови, сколько овса. Их откармливали и потом отправляли на фронт.
Сохранить нить времён
Именно руководитель музея стала инициатором установки Камня памяти жертвам политических репрессий. Очень важно, чтобы не прервалась нить между прошлым, настоящим и будущим, - уверена B.C. Велиткевич. - Сибирь не раз спасала Россию в Великую Отечественную войну. А в советский период щедро одарила нефтью и газом. Берегиню и хранительницу народной памяти очень радует тот факт, что в музей всё чаще приносят личные вещи и документы не только ветераны, но и молодёжь. Народ нам доверяет, - говорит директор, - потому что мы гарантируем сохранность предмета, не приведи господь что-то потерять. Один ветеран регулярно наведывался в музей с одним единственным вопросом: «Ну-ка покажи мне, где лежат мои почётные грамоты?»
Каждый сантиметр музея о чём-то рассказывает. Это уникальное собрание истории и по насыщенности артефактами, и по распределению пространства. У нас каждый предмет - это не что, а кто. Это люди, лица, персоны, - поясняет B.C. Велиткевич. - Мы за предметом видим человека и его энергетику, его тепло сохраняется.
Путь к музею
Вероника Сергеевна родом из Александровского. Сегодня она живёт практически на том самом месте, где и родилась. В ней течёт польская кровь. 23 года работала связистом. В 90-е годы прошлого века была библиотекарем, потом резко переключилась на другую сферу. Выучилась на флориста- дизайнера. Практику жительница Александровского проходила в японском посольстве. Потом её взяла на работу А.А. Матвеева, известный организатор культурных мероприятий. B.C. Велиткевич стала вести кружки, со временем - заниматься прикладным искусством. А потом руководство района решило, что нужно создать музей. Много сил на это положили и А.А. Матвеева, и бывший заместитель главы района Р.К. Хитрова. Общими усилиями местной администрации, депутатов и общественности 1 марта 2000 года в Александровском открылся Музей истории и культуры. Его директор чётко следует главному принципу музейщиков - сохраняя, просвещай.
В. Артемьева
Глава Александровского района
Адрес
Администрация Александровского района
E-mail alsadm@tomsk.gov.ru
Задать вопрос